Особенности физического и психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить жестокость или насилие

Автор: admin89. Опубликовано в Защита

1. Распознание физического насилия по внешнему виду:

  • -  множественные повреждения, имеющие специфический характер (синяки, следы ремня, сигаретные ожоги и т. п.) и различную степень давности (свежие и заживающие);
  • -задержка физического развития (отставание в росте, весе, обезвоживание для грудных детей);
  • - признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь и т. п.).

2. Распознание физического насилия по типу травм:

  • -  следствием физического насилия у детей раннего возраста является «синдром сотрясения», который характеризуется внутренними кровоизлияниями без наружных признаков повреждений и проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей;
  • - на теле - синяки, ссадины, раны, следы от ожогов сигаретами или горячими жидкостями, от ударов ремнем, повреждения травматического характера внутренних органов или костей;
  • - на голове - кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, расшатанные или выбитые зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.

Возрастные особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить жестокость и насилие.

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество, замкнутость, стремление к уединению, отсутствие друзей или ухудшение взаимоотношений со сверстниками, боязнь идти домой после школы, низкая успеваемость -  несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости и т. п.

Подростковый возраст: депрессия, низкая самооценка, побеги из дома, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, жалобы на боли в животе и т. п.

Для всех возрастов: задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез, нарушение сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушение аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т. п.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.•   Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка, нежелание внести ясность в происшедшее;

  • •  позднее обращение за помощью в случае травм у ребенка или обращения за помощью по инициативе посторонних лиц;
  • •   обвинение в травмах самого ребенка;
  • •   неадекватная реакция родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
  • •   отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
  • •   невнимание, отсутствие ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
  • •   обеспокоенность  собственными  проблемами,  невнимание к здоровью ребенка;
  • •  рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  • • признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и т. п.);
  • •   перекладывание на ребенка ответственности за собственные неудачи, отождествление ребенка с нелюбимым родственником, негативная характеристика ребенка и т. п.

Факторы, провоцирующие жестокость в детско-родительских отношениях.

Семья:

  • •   малообеспеченная, неполная или многодетная семья, семья с приемными детьми, наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близких, супружеские конфликты, чрезмерная занятость взрослых, специфические культурные или религиозные факторы;
  • •   юные родители (17 лет и младше);
  • •   низкий уровень образования родителей и недостаток знаний в области воспитания детей;
  • •   статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

Родители:

  • •  психические заболевания, частые критические состояния (попытки суицида, нервные срывы), умственная отсталость, недостаточный самоконтроль или импульсивность;
  • •  наличие в прошлом случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
  • •   родители, подвергавшиеся в детстве жестокому отношению или лишенные родительских прав.

Дети - жертвы насилия:

  • •   нежеланный, нелюбимый ребенок;
  • •  наличие у ребенка физических и умственных недостатков, недоношенность при рождении и низкая масса тела, врожденные уродства или сходство с нелюбимым родственником;
  • •  нарушения в поведении ребенка, гиперактивность, «трудный ребенок»   высокоодаренный или талантливый ребенок и т. п.

 

Tags: Родителям Учителям