Бродяжничество подростков

Бродяжничество - форма отклоняющегося поведения, выражающаяся как жизнь вне дома, семьи, без средств к существованию, как бесцельное стремление к путешествиям, смене мест проживания и общения, как нежелание знать свое происхождение и отказ от профессиональной деятельности. Бродяжничество – явление многоликое. Оно может быть добровольным и спровоцированным условиями, сознательным и бессознательным, длительным и временным, детским и вполне взрослым.

Бродяжничество детей возникает от природной тяги к перемещению, смене впечатлений и риску, а также как результат бегства из дома от пьянства и жестокого обращения родителей, от нищеты. Бродяжничество взрослых – это по причине пьянства, лени, но и по причине непродуманных решений по квартирным вопросам, неустроенности, неадаптированности к жизни «на воле» после выхода из мест лишения свободы. Есть бродяжничество по причине состояния здоровья: душевнобольные люди в болезненном состоянии бросают нормальную жизнь.

Юридически бродяжничество пресекается законодательно. Педагогически оно преодолевается правильным воспитанием, любовью к ребенку, ликвидацией беспризорности, реабилитационной работой с трудновоспитуемыми детьми.

Проблема бродяжничества прежде всего применительно к молодежной среде. При этом сам термин «бродяжничество» часто выступает рядом с терминами «беспризорность» и «безнадзорность».

В этом смысле беспризорность и безнадзорность можно рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и в то же время выступающие в качестве одних из возможных его следствий. Совершенно не случайно бродяжничество является актуальной проблемой и объектом социально-психологических исследований во многих странах Западной Европы и в США, где в значительной степени отсутствуют или минимизированы социальные и экономические причины беспризорности и безнадзорности, актуальные для современной России.

Проблема бродяжничества несовершеннолетних как один из вариантов поведения в конфликтной ситуации, неадекватной реакции на неблагополучную обстановку воспитания в семье, школе. При этом «Побег из дома ... » следует рассматривать не просто как удаление из семьи, где назрела конфликтная ситуация, а как перемещение ребенка в социальную среду бродяжничества несовершеннолетних, как приобщение к «уличному племени», где есть свои нравы, обычаи, привычки, нормы и закономерности поведения. С таким перемещением связано усвоение новых норм, ценностей.

Уличные дети — это молодежь от 13 до 16 лет, которая брошена на воспитание улицы.

Множество совершенно различных состояний обозначаются так называемой склонностью к перемене мест (побеги, прогуливание школы). Дети убегают из дома, когда с ними жестоко обращаются или когда у них менее, чем обычно, развита привязанность к семье. В этих случаях причина симптома внешняя и может быть устранена изменением внешних условий. Однако существуют дети, у которых причина – во внутренней жизни. Они находятся под влиянием побуждений из бессознательного, которые заставляют их бродить в поисках воображаемой цели.

Страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве. Часто она начинается с того, что ребенок неоднократно после конца уроков не возвращается домой и до ночи где-нибудь бродит. В больших городах дети скрываются в кварталах, где их часто нельзя найти неделями, так как они прекрасно умеют прятаться, присоединяясь к шайкам других детей. Страсть к бродяжничеству опасна потому, что не позволяет ребенку, а затем и взрослому, нигде остановиться, ни на работе, ни в семье. Он должен бродяжничать, так как не может иначе. Нет места на земле, которое могло бы его удержать; нет той любви, которая могла бы его привязать; никакое наказание не помешает прорваться его страсти.

«Трудные дети» воспитываются в существенно более неблагоприятных семейных условиях, чем их благополучные сверстники. При этом среди неблагоприятных факторов семейного воспитания выделяют, прежде всего, такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье.

Склонность к бродяжничеству наблюдается в социально-неблагополучных семьях, но может сформироваться и в социально совершенно благополучных семьях. Как отмечает Э. Эриксон, «...степень доверия, определяемая самым ранним детским опытом, по-видимому, не зависит от абсолютного количества еды или демонстраций любви, а зависит от качества связей ребенка с матерью». Согласно данным А. В. Глаголевой, «в современной действительности дети, развивающиеся в благоприятной социально-экономической обстановке, также находятся в ситуации дефицита внимания со стороны родителей. Ребенка с раннего детства обучают иностранным языкам, развивают музыкальные и спортивные способности. В семье просто не хватает времени на совместный отдых, общение, игры. Ребенок в такой семье находится в ситуации неудовлетворенной эмоциональной близости с родителями, которая затем трансформируется в отчуждение и полную изоляцию. У родителей недостает теплоты и нежности при общении с ребенком, а нередко и понимания его основных потребностей, возрастных и индивидуальных особенностей. Свои потребности в теплом и неформальном общении с родителями он начинает удовлетворять в неформальном общении со сверстниками, что создает условия для формирования асоциального и антисоциального поведения».

Таким образом, существует прямая взаимосвязь между дефицитом эмоциональных контактов в семье и тем, что «правоохранительные органы неоднократно фиксировали детей из семей с социально-экономическим достатком в среде беспризорников, наркоманов», представляется вполне обоснованным.